Сегодня




За тысячелетия дискриминационного отношения к себе женщина получила такой стресс, что само понятие женственности зачастую потеряно представительницами прекрасного пола. Великая французская революция, а затем и социалистическая впустила женщину в информационное пространство социальной жизни через мужские двери. "Женское" так и осталось репрессированным. Постоянное принижение всего, что связано с женской деятельностью в обществе, приводит к тому, что сегодня женщина, пытаясь защититься психологически, уходит от женственности, у нее возникает комплекс маскулинности. Формула "женщина равна мужчине" помещает женщину в "прокрустово ложе", где ей отсекают все, что не присуще сильному полу. Но понятие "равенство" не должно означать "одинаковость". "Война полов" бессмысленна. Женщина должна иметь возможность быть собой, кризис маскулинности заключается в стремлении противопоставить мужское как "правильное" женскому "неправильному"
Серьезным результатом мифа о неполноценности всего, что несет в себе черты женского начала, является своеобразная полярность позиций. Все мужское просто идентифицируется со значимостью, силой и непобедимостью; женской половине отводятся покорность, раболепство и второсортность. Подобные стереотипы сохранили свое влияние и в наши дни.
Женскому полу прививают второсортность. Им говорят, что мужчины умны, а женщины глупы; что они должны отвечать не только за свое поведение, но и за поведение мужчины. Первые уроки презрения к своему полу девочка обычно получает от своей матери. Выходит, что семейное воспитание исходит из патриархальных традиций, не предполагающих соблюдение равноправия среди мужчин и женщин. Исповедуя гендерный подход в педагогике мои единомышленники утверждают, что мужчины и женщины имеют биологические и индивидуальные различия, но эти различия не могут быть основанием для установления иерархии между людьми или иной дискриминации по признаку пола.

Проведённый эксперимент:

С целью изучения влияния расширения границ представлений о гендерных стереотипах в студенческой среде были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. Для исследования факторов самооценки использовалась методика личностного дифференциала (ЛД).Методика разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института имени В. М. Бехтерева, она является компактным и валидным инструментом изучения определенных свойств личности, ее самосознания. Для исследования гендерной идентичности применяется анкетирование по опроснику, разработанному Сандрой Бем, в литературе упоминается как анкета (опросник) половых ролей BSRI. Опросник используется для выявления степени выраженности маскулинных и феминных характеристик, а также позволяет определить тип личности: маскулинный, феминный, андрогинный. Согласно теории Сандры Бем, можно говорить о существовании, как минмум, восьми типов гендерной идентичности: мужчины с выраженными маскулинными качествами, не выраженными феминными; мужчины с выраженными феминными качествами, не выраженными маскулинными; андрогинный тип, которому присущи те и другие качества, выраженные слабо; андрогинный тип, которому присущи те и другие качества, выраженные сильно; то же самое относительно женщин. В констатирующем эксперименте всего было опрошено 50 студентов 4 курса: 20 студентов Экономического университета, 30 студентов Академии дизайна и искусств.
Критериями отбора студентов этих вузов были: одинаковый возраст и окончание одного из этапов образования (бакалаврат), одинаковый социальный статус - студенчество. Различная профессиональная направленность студентов двух вузов позволяет сравнить, как этот фактор влияет на личностный дифференциал и показатели феминности и маскулинности. Формирующая часть эксперимента была проведена на базе Академии дизайна и искусств. Критериями выбора экспериментальной и контрольной групп были: общая возрастная группа, общий социальный статус, общая профессиональная направленность. Экспериментальную группу составили 10 студентов Академии дизайна и искусств, критерий выбора группы был произвольным, по степени удобства расписания. Контрольную группу составили 20 студентов Академии дизайна и искусств.
В рамках формирующего эксперимент эксперимента со студентами экспериментальной группы проводились занятия, целью которых было выявление представлений студентов о гендерных стереотипах и расширение этих представлений посредством лекционных и тренинговых занятий. Исследования показали, что гендерная идентичность подавляющего большинства студентов, независимо от профессиональной направленности, соответствует андрогинному типу, это относится как к юношам, так и к девушкам. Поскольку обнаружилось, что показатели силы и активности, которые свидетельствуют о развитии волевых сторон личности, активности, общительности, в экспериментальной группе увеличились в положительную сторону после проведенных занятий, можно сделать вывод, что расширение границ представлений о гендерных стереотипах положительно влияет на самооценку личности, что расширяет её возможности самореализации в обществе.
Проведенные исследования подтвердили, что попытки жесткого детерминирования по гендерной принадлежности личности в социуме не имеют природного характера и являются последствием существующих гендерных стереотипов, которые мы унаследовали от патриархатной культуры. Низкий уровень фактора активности у юношей говорит о проблеме кризиса маскулинности в современном обществе. Возможно, это является следствием того, что на сегодня соответствовать традиционным гендерным стереотипам сложно и самим мужчинам. Более того, гендерные стереотипы ограничивают самореализацию личности. Исследования, проведенные в студенческой среде, показывают, что нет оснований для существующей на сегодняшний день в нашем обществе ситуации дискриминации женщин, она является последствием существования гендерных стереотипов.
Есть многие кто верит в равенство полов, но традиционные стереотипы в закодированной форме сохраняются и не осознаются нами, они автоматически управляют восприятием, суждениями и отношением к женскому полу. Согласно данному стереотипу, мужчины обладают такими качествами как стоять у власти, а женщины как чувствительные и отзывчивые. Стереотипы заставляют нас предпочитать мужчин в качестве руководителей и ожидать что женщины будут иметь подчинённый статус . Мужчины и женщины стараются демонстрировать «желательные» качества, так как люди не соответствующие стереотипам, не нравятся окружающим что порождает диллему. Благодаря воображаемому подтверждению стереотипов они сохраняются в нашем подсознании и таким образом самоисполняются, продолжая своё существование. Ульям и Бест предположили, что стереотипы развились как механизм для поддержания полоролевой дифференциации. По их мнению женщина пришла к роли домохозяйки потому, что уход за младенцем накладывал ограничения на её мобильность, а ведение домашнего хозяйства прекрасно удовлетворяло требования оставаться дома. Обнаружив что такое распределение ролей очень удобно, общество пытается убедить себя в том, что эти роли подходят их носителям. Оно порождает верование о неких качествах мужчин и женщин, которые служат для обоснования того, что их роли подходят им как нельзя лучше. Устоявшись, эти верования начинают служить нормами поведения для взрослых и моделями для социализации детей.